"Эзотерика-инфо"- портал самопознания и духовного развития

По когтю сон…

По когтю сон…

Что есть сон? Сублимация ли это нашего сознания? Рассудочное ли бормотание, одурманенное магией краткого забвения? Или это некие тени, фатально поднимающиеся из древних омутов подсознательного?

Мудрые благоговеют перед сном, иные – смиряются как с фатумом. Мистики, поэты, писатели, пишущие чернилами темноты, настоянными на лунном свете, охотно отзываются на имя «художников чарующе жутких сновидений».

Причащаясь гипнотическими грезами, они относятся к снам как к женщине своих мечтаний – сладострастно желая и боясь. Погонщики сна – мастера сюрреализма хитро прячут свои фобии и психозы за яркостью ирреальных фигур, но и они служат ему.

Что есть сон? Лукавый властелин трети жизни человеческой, либо туповатое животное, пережевывающее жгуты реальности? Чтобы найти ответ, отправимся в потаенные пределы забвения.

Анатомия препарированного сна

Чем больше нынешняя наука осваивает пространства логики и опыта, тем чаще сталкивается с неожиданными тупиками и трясинами двусмысленности. Однако было бы незаслуженно презрительно отталкивать наблюдения и толкования современной медицины.

На металлическом столе под яркими лампами лежит сон. Над ним стоит патологоанатом в халате небесного цвета и говорит нам:

— Сон – явление общебиологическое, особенно выраженное у высших животных. Это периодическое физиологическое состояние организма, выраженное в относительной блокаде сенсорных связей с окружающим миром и прекращении специфической для данного организма деятельности.

Одним словом, когда мы спим, то мы спим. Сон – приспособительный фактор, уберегающий активную часть нервной системы от истощения и восстанавливающий оскудевший запас пластических и энергетических веществ. Внешне сон проявляется у человека в виде потери сознания, увеличения роста тела, что связано с падением тонуса мышц. Видимо, отсюда происходит устойчивое выражение – расти во сне.

Господствующая ныне корково-подкорковая теория отличается от своих старших сестер – сосудистой, гуморальной, подкорковой и корковой – лишь большим объемом наблюдений и открытий, якобы подтверждающих ее.

Но и эта теория далека от универсальной формулы сна. Просто открылась старая истина: сон проявляет себя в активном взаимодействии двух систем – лимбической, расположенной в подкорковых областях мозга, и церебральной (рассудочной), обосновавшейся в коре головного мозга.

Под сном большинство из живущих понимают сновидения. Да, сон – это отдых, забвение. Но главное – это сновидения. Устойчивая идиома «сон без сновидений» эмоционально воспринимается как некая досадная оказия. «Устал, заснул, как в бездну провалился»… Отсутствие сновидений даже на одну ночь вызывает легкое недоумение. Как будто кто-то лишает нас законной порции фантасмагории – десерта.

Вероятно, первыми, кто с большой долей самоуверенности решил прочитать коды и пароли сновидения, был истинный гений провокации и мистификации Зигмунд Фрейд.

Благообразный венский профессор, именитый и респектабельный, он частенько вгонял целомудренных матрон в краску, с долей цинизма объясняя им, что приснившийся зонт – это фаллос, а шляпка – вульва. Демиург же этого сексуального бестиария – великий и единый libido, что дословно переводится с латинского как «похоть». Фрейд в своем психоанализе отнюдь не десакрализовал сон.

Он лишь «словами века сего» озвучил древнюю истину, ведомую только особо посвященным магам: сексуальная энергия – единственный дар богов человеку. Характерно как краеугольное понятие психоанализа «либидо» трансформировалось у самого Фрейда. Изначально просто «похоть, страсть», у позднего Фрейда «либидо» вполне сблизилось с «эросом» Платона – примардеальной силой, творящей мир из Хаоса.

Верный ассистент и гениальный ученик отца психоанализа Карл Густав Юнг не просто развил почин учителя, но и преобразил его значительно. По воспоминаниям самого Юнга, однажды ему приснилась некая комната, наполненная алхимическими символами. Во фрейдистский психоанализ явился европейский средневековый оккультизм, как бы демонстрируя свое первородство и приоритет в просторах души и духа. Юнг услышал в пении сновидений темные заклятия архаических мифов и первобытной магии.

Брат смерти, сын великой ночи сон…

Однако покинем лабиринты академической науки, те ее области, где блуждают юнгианские тени и веет сладостным запахом фрейдистской похоти – либидо. Взглянем на сон глазами богоподобных предков.

Ты не живой, ты и не мертвый,

Бессмертный богов зародыш, о сон!

Варунами – твоя мать, Яма – отец твой,

Именем Арару ты наречен.

Эта магическая формула взята из «Атхарведы», написанной примерно в IV-III вв. до н. э. и содержащей различные заговоры и заклятия.

Для того чтобы заклятия были максимально действенны имена и генеалогия божеств скрупулезно уточнялись, поэтому мы с полным правом можем доверять аутентичному древнеарийскому источнику. Итак, сон предстает перед нами сыном Ямы – Первочеловека, царя Золотого века, первым сошедшего в мир смерти и ставшего его повелителем, и Варунами – женской ипостаси грозного бога Варуна – повелителя ночного неба и изначального океана.

Сам же сон – Арару – это божество-асур (ср. русское «ящер») – драконоподобный обитатель вышних сфер, наделенный необычайной мощью и божественным разумом.

Древние эллины, еще одни носители индоевропейской традиции, почитали бога сна Гипноса сыном богини ночи Никты и братом бога смерти Танатоса и богини возмездия Немезиды. Гипнос обитал в передних пределах подземного мира и, следовательно, был божеством хтоническим.

Мистерии Гипноса носили на редкость таинственный характер и, вероятно, как-то были связаны с загадочным культом Кабиров – мудрых змееподобных божеств дочеловеческих мифов. Величайшие ученые и философы Этрурии, Эллады и Рима в определенные ночи отправляли невообразимые культы, чествуя этих загадочных существ. Среди адептов культа Кабиров были Платон, Пифагор, Аристотель, Плутарх и многие другие.

В магических практиках как западной, так и восточной традиции сон имеет огромное значение. Он рассматривался магами как средство коммуникации с иной реальностью. «Устами сна говорят Боги» – аксиома мистики.

Мастера сновидения

Для истинных магов сон чрезвычайно многоипостасен. Помимо восприятия сна как «голоса Богов», маг еще и стремится овладеть пространством сна: родиться в царстве сна, стать в его туманной стране самостоятельной личностью, субъектом со своей волей, обрести, в конечном счете, свободу.

Задача эта чрезвычайно сложная и успех возможен лишь при несгибаемой воле и запасе личной магической силы. Обретение же «мудрой силы» – «силы пробудившейся звезды» – это путь аскезы и полуночных бдений. Обретая целостность в сновиденческой реальности, маг способен проделывать невероятные вещи в бодрствующем мире.

Обретение целостности во сне понимается магами вполне однозначно: адепт должен увидеть и осознать себя как личность, способную пролонгировать свою волю в том призрачном мире. Медитация йогов, шаманский транс, откровения медиумов и ясновидение – все это грани Великого сна.

Согласно некоторым эзотерическим доктринам, окружающий нас мир – иллюзия, сон божества, а сновидения – единственная реальность.

«Достойный человек стоит по ту сторону добра и зла… Достойный человек постиг Все-в-одном. Достойный человек знает, что иллюзия – это единственная реальность, а плоть – величайший обманщик…». На редкость красивая эпитафия кичливому материализму, сказанная великим писателем-мистиком Г.Ф. Лавкрафтом.

Так будьте же почтительны перед богами Сна, их могущество превосходит самые дикие фантазии, но они благоволят к смертным.

Альберт Шатров

тренер-психотехнолог, психолог-психотерапевт, коуч

 

Exit mobile version