Take a fresh look at your lifestyle.

Сознательное унижение

0

 

Сознательное унижение

Встречаются случаи, когда человек сознательно выбирает унижение по разным причинам. Возможно для некоторых людей унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности. Возможно, при этом человек чувствует, что если унижение его не берет, значит, он свободен.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда человек унижается, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого он своим унижением возвышает. Возможно, так униженный получает покровительство, или какие-либо иные блага.

Иногда, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого.

Иногда унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в зоне комфорта, где ему удобно быть беспомощным и слабым. Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают своим унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Разница между унижением и смирением, – это разница между ничтожеством и святым.

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция, – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – длительная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям нашей психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Вы можете становиться успешным и преуспевающим человеком, но зачем вам становиться тщеславным идиотом? Такие импульсы стоит гасить на корню.

 

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает вас доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, – никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто смог возвыситься. И унижение, и тщеславие – слабости. Внутренний раскол – это лишь игра в силу. Истинная сила – это наша созидательная воля, наши способности и таланты.

Выбор – за вами.

Унижение и господство, ничтожество и величие, беспомощность и «сила», неудачник и «победитель», угнетенный и тиран: все эти крайности существуют одна за счет другой, каждая пара – это две стороны одной медали. Ранее я где-то уже писал, что привязываясь к возвышению над кем-либо, мы автоматически связываем себя с унижением. Чем «выше» от истины забираешься, тем больнее падать. Кажется, до недавнего времени я еще не понимал до конца, почему так происходит. Мне казалось, что все дело в привязанности к состояниям. Но недавно, анализируя эти явления, я увидел еще одну сторону. Я люблю смотреть на жизнь, понимая, что моя жизнь – то, как я ее воспринимаю. Мои проекции, мои мысли и чувства окрашивают мою жизнь. И так живет каждый. Чего бы мы не делали, – мы делаем это со своей жизнью. И в этом контексте, я уверен, когда человек возвышается над кем-либо, он действительно в то же самое время – унижает сам себя. Именно поэтому нам следует избегать психологического господства и самовозвеличивания, т.к. эти крайности наряду с унижением происходят единовременно с одним и тем же человеком. Но я не настаиваю на окончательной истинности этого высказывания, и уверен, что могут найтись убедительные доказательства для любого взгляда вообще. А здесь далее я попробую обосновать свой взгляд, и привести для этого доказательства, которые лично мне кажутся вполне убедительными.

Упрощенно говоря, унижение возникает, когда нас оценивают ниже уровня нашей самооценки. Эти оценки проявляются не столько в конкретных штампах, сколько в том, как с нами обращаются: деликатно, любезно и учтиво, или же небрежно, – как с китайской подделкой. То, насколько высоко нас ценят, влияет на нашу самооценку. В итоге, человека невозможно унизить в двух случаях: если у него нет самооценки, либо, когда его самооценка не зависит от внешних факторов. Первый случай – это случай младенца, которого невозможно унизить, т.к. унижать там пока просто нечего. Второй случай – это случай человека, который честен с собою на все сто. Унизить его невозможно, потому что такой человек и без нас уже знает, каков он есть. Так проявляется великая сила самопознания. Но для подавляющего большинства людей самооценка, унижение и господство являются актуальной темой.

Выше я писал, что не так давно, анализируя, я увидел еще одну сторону этих явлений. И это лишь упрочило уверенность моей личности в том, что наша жизнь является отражением нашей сущности. Что же это за явление? Упрощенно говоря, почти в каждом человеке помимо каскада ложных субличностей, живут две сущности, которые здесь я условно обозначу такими именами как: униженное ничтожество и господствующий гордец. Эти «имена» условные и возможно, вы для себя подберете более подходящие и наглядные. Суть в том, что одна из этих сущностей – порождение и воплощение боли, унижения и страха. А вторая – воплощение славы, гордости и величия. Так вот, в человеке не может жить только одна из этих сущностей. Как не бывает монеты лишь с одной стороной, так и эти двое всегда живут парой, как две стороны одной монеты. На одной стороне – униженное ничтожество, на другой – господствующий гордец. Если есть один, значит, где-то прячется и второй. Это просто неизбежно. И в разное время наша личность отождествляется то с одним, то с другим. Здесь мы подбираемся к ключевому моменту.

Все дело в том, что никто не хочет чувствовать себя униженным ничтожеством. И чтобы избежать этого унизительного отождествления, мы всеми силами стараемся утвердиться в роли господствующего гордеца. Но униженное ничтожество при этом никуда не уходит, а продолжает жить рядом – в нашем подсознании. Когда мы отождествляем себя с гордецом, собственное униженное ничтожество мы приписываем человеку, над которым возвышаемся. Так мы «решаем» эту проблему. «Я – звезда, а униженное ничтожество – это другой человек, по сравнению с которым я – звезда». Так случается раскол психики. Когда мы возвышаемся над кем-либо, нам кажется, что наш господствующий гордец – это мы сами, а наше униженное ничтожество – это какой-то другой человек, от которого дурно пахнет. Так мы «отделываемся» от собственной грязи, приписывая ее другим людям. Но такое «решение» проблемы – самообман. Это даже не решение, а просто интеллектуальный финт, – золоченая упаковка для пустышки. Просто нам тяжело смириться с фактами. Нам очень трудно принять то, что в нас живет, и поэтому мы всю скверну в самих себе приписываем другим людям, или внешним обстоятельствам. Униженное ничтожество нам просто удобней всего вытеснить в бессознательное, и затем спроецировать на какой-нибудь внешний объект, или человека.

Когда мы возвышаемся над кем-то, в нас по-прежнему живет пара господствующего гордеца и униженного ничтожества. Просто наше «я» разделяется и нам кажется, что наше униженное ничтожество – это другой человек, за счет которого мы потешили свое самолюбие. На деле все это всегда происходило за наш персональный счет. И расплачиваться нам придется с самим собою. А бессознательное такие долги не прощает. Возвышаясь, мы создаем потенциал для унижения, которого всеми силами избегаем, возвышаясь. И так – снова и снова. Это – настоящий внутренний раскол, которым страдает и наслаждается практически каждый.

С расколом внутри люди сплетничают, перемывают друг другу кости, поносят правительство, чиновников, соседей, родственников, и порой всех вообще, кого только вспомнят. В сущности, любые оценки – признак внутреннего раскола и его дальнейшее укрепление. Чтобы избежать подобного стиля общения, в разговоре с человеком, нам стоит учиться слушать и понимать, а не штамповать оценки. Когда мы понимаем другого человека, мы принимаем его, и принимаем самих себя, т.к. осознаем истинное положение дел. Только распознав и приняв то, что есть, мы способны двигаться дальше. Именно это понимание и приятие приводит нас к спонтанным переменам, росту личности и сознания. А оценки – это поддержание внутреннего раскола. Унижение и самовозвеличивание – это способ не покидать привычную зону комфорта, увязая в болоте самообмана.

К сожалению, униженный человек вместо того, чтобы сделать выводы и понять, что с ним происходит, чаще всего пытается побыстрей снова возвыситься, укрепляя этим двойственность унижения и господства. Увы, от подобной психической «наркозависимости», судя по всему, страдают в разной степени почти все люди на земле. Опыт приходит с опытом. Наша зона комфорта держится на нашем самообмане, на наших слабостях и слабостях тех людей, которые позволяют нам тешить свое самолюбие.

Унижение и гордыня – две крайности, которые в нашем сознании существует одна за счет другой. Унижение подпитывает гордыню, потакание гордыне – подпитывает унижение. Унижение – это раздавленная гордыня. И чтобы подавить унижение, человек пытается возвеличить собственную персону в гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства, окрашиваясь гордыней, перерастает в самовозвеличивание, под влиянием которого, человек начинает унижать других, чтобы подавить чувство собственного ничтожества. Человек способен пробежать тысячи миль по замкнутому кругу этой сомкнутой на себе двойственности. Пониженная самооценка отнимает веру в собственные силы, и человек отказывается от достижения поставленных целей. Это в свою очередь сдвигает планку самооценки еще ниже, укрепляя и подпитывая чувство никчемности униженного ничтожества. Будучи жертвой таких тенденций, двигаясь в подобном направлении, человек приближается к собственной гибели. «Неудачник» гнобит самого себя, не верит в свои силы, что делает его еще большим неудачником.

Иллюзии нашего ума настолько сильны, насколько сильно мы в них верим. Мы способны вырваться из этого порочного круга на любом его этапе, в любое время, просто перестав покупаться на деструктивные пассажи подавленного ничтожества. Его мыслеобразы – не реальность. Просто фокусировка на душевном недуге сужает восприятие, и может закрывать собой весь обзор жизни. В итоге сквозь шоры «болезни» вся жизнь кажется болезненной. Так работают наши ментальные проекции. Но если человек способен отвлекать внимание от этих иллюзий, он ясно различает свой потенциал и свои перспективы, осознает наличие еще нераскрытых личных способностей. В ясном сознании человек понимает, что он всегда способен развивать и проявлять способность преодолевать жизненные трудности, закаляться «в бою», освобождать ум от лишающих сил влияний, и становиться хозяином самого себя.

Нет никакого смысла возвышаться и тешить самолюбие, т.к. гордыня рано или поздно приводит к унижению. Жизнь выравнивает все. Чтобы освободиться от крайностей, необходимо прекратить эти психические тренды в обоих направлениях. Лишь оставаясь собой, не раскачивая двойственности, мы обретаем гармонию здесь и сейчас в своей истинной сущности.

Stanislav Denysenko

 

Материалы по теме:

Пассивная агрессия — когда сам себе главный враг
Пассивная агрессия — когда сам себе главный враг Партизаны не сдаются или что такое пассивная агрессия? «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите…» ...
8 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ
8 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ 1.Вы прекрасная. Каждая женщина заслуживает того, чтобы светить в этом мире. Не позволяйте ничему ...
Молитва гештальтиста
Молитва гештальтиста Великому немецкому психотерапевту Фредерику Перлзу, автору и создателю гештальт-терапии, принадлежит клятва, получившая название «Молитва гештальтиста». Я  в этом мире не для того, чтобы соответствовать ...
Свет любви
Свет любви Страх подобен темноте, отсутствию света. Когда горит лампочка, вы видите свет, но стоит ее выключить, как воцаряется тьма. Что такое темнота по сути ...
ПРИЧИНЫ ОБИДЫ
ПРИЧИНЫ ОБИДЫ Какую опасность таит в себе чувство обиды? Можно ли оградить себя от негативных эмоций? Обида – стимул? В обиде всегда таится некая угроза вашему представлению ...

Оставьте ответ