Take a fresh look at your lifestyle.

Как выработать привычку медитаций и духовных практик

Как выработать привычку медитаций и духовных практик

Как «сесть на коврик» для практики. Каждому начинающему практиковать йогические асаны или другие упражнения известно, что самое сложное — это набраться решимости, чтобы расстелить коврик, а ведь делать это нужно ежедневно.

Издревле индийские йоги решали задачу, как сформировать у человека привычку заниматься духовной практикой. В целом, нужно преодолеть инерцию повседневной жизни и создать другую инерцию саморазвития.

Основная стратегия формирования новой привычки — многократное повторение простых действий, но ведь само повторение тоже требует усилий, как же быть?

Был у одного знаменитого риши нерадивый ученик, который оказался настолько непоседливым, что ни минуты не мог просидеть в медитации, — рассказывается в упанишадах. Учитель испробовал все способы принуждения и поощрения, однако никак не мог добиться результата, и уж было собирался его выгнать. Наконец, он спросил ученика: «Скажи мне, что ты любишь больше всего на свете?»

— «О, учитель, конечно, мою корову!» — «Вот теперь медитируй только на своей корове…» Прошло три дня, а ученик не появлялся, и когда учитель пошел проведать, как дела, он застал подопечного в глубокой медитации, а совсем скоро ученик достиг просветления.

Мораль древней притчи такова, что объектная концентрация на ранних стадиях требует тщательного выбора объекта согласно индивидуальным предпочтениям.

В настоящее время, приступая к практике йоги, многие выбирают себе коврик самого любимого цвета; женщины приобретают специальные тренировочные костюмы, чтобы изменить свой образ на время занятий и насладиться тем, как они выглядят; хорошо иметь специально обустроенное место, которое настраивает на нужный лад.

Психологических уловок много, а главное — создать обстановку, которая приковывает внимание и естественным образом втягивает человека в намеченные занятия.

Практика меняет человека, но чтобы добиться даже таких простых вещей, как стройной фигуры, нужно ежедневно повторять те действия, которые работают на изменение тела. Вечный вопрос, а как быстро я смогу достичь своей цели? Сколько раз нужно повторить упражнение или психологическую настройку, чтобы изменить тело или душевное состояние?

Индийские гуру обычно приводят простой пример, указывая на собачку-дворняжку с загнутым крючком хвостом. Спрашивается, сколько раз нужно раскатать хвост, который всякий раз закручивается обратно, чтобы он остался прямым?

Вот столько раз приходится повторять правильные движения при помощи комплекса упражнений, чтобы отстроить тело, и оно само начало держать форму.

Предвосхищая все трудности, с которыми сталкиваются начинающие, учителя дают обычно выполнять всего одно-два упражнения многократно, чтобы заложить саму привычку к практике. Так, индийские гуру сначала дают повторять короткую мантру, перебирая четки, по сто восемь раз в день.

Классический пример — это комплекс поклонения солнцу, или Сурья Намаскар, который состоит всего из двенадцати простых положений тела, гармонично сменяющих друг друга, но очень качественно прорабатывающих все тело.

Аналогичную практику в тибетском буддизме в виде простираний дают на самой первой стадии, и ученик должен выполнить их сто тысяч раз. В ретрите это занимает пару месяцев, а в миру — обычно до трех лет.

Чем полезен ретрит для начинающего?

Гораздо проще выделить несколько дней только для практики, особенно в специализированных центрах, где повторение избранной психотехники занимает целый день, чем пытаться заставить себя каждый день практиковать хотя бы полчаса. Зато результат получается впечатляющий.

Пересчитайте, допустим, если вы практикуете наблюдение за дыханием, сколько вдохов-выдохов вы делаете в минуту. Навскидку, окажется, что вам понадобится всего три дня, полностью посвященных практике, чтобы набрать количество повторений, которое вы получите, занимаясь по 15 минут в день на протяжении трех месяцев! Выходя из ретрита, вы с легкостью продолжаете практику по 15 минут в день.

И, наконец, не стоит забывать про силу мысли, которая имеет тенденцию постепенно накапливаться, заставляя двигаться даже самое инертное или немощное тело.

Здесь уместно привести пример, как учитель ХХ-го века Айенгар преподавал стоячие асаны пожилому философу, который уже не мог даже ходить без посторонней помощи.

Он велел ему делать стоячие асаны… лежа, представляя при этом себя стоящим. Другие ученики дивились такому подходу, но какого же было их удивление, когда по прошествии длительного периода таких лежачих занятий, старик и впрямь встал, а ушел от мастера на своих ногах твердой походкой, чтобы продолжить личную практику самостоятельно.

Также можно вспомнить Эриксона, парализованного в юности, который поставил себя на ноги, представляя, как он шевелит пальцами, пока не включилась настоящая моторика. Вот такие чудеса творит простое повторение.

Мы разобрали механизм формирования привычки в принципе, неважно, чем именно вы занимаетесь — йогой, цигун, аэробикой и пр. Внедряйте в жизнь элементарные правила: фокусировка внимания, привлекательные объекты, частое повторение.

 

Мария Владимировна Николаева

специалист по философии, автор методики «Стратегия самобытности» и более 30 популярных книг по восточным психотехникам общим тиражом свыше 100 000 экземпляров, а также преподаватель духовных практик, исследователь мировых культур.

Книги автора на ЛитРес

Комментарии закрыты.